huglaro (huglaro) wrote,
huglaro
huglaro

Забыла, что у меня есть ЖЖ )) Переношу сюда

Настенька из "Морозко": равноправие, одобренное патриархатом

У Настеньки из фильма-сказки "Морозко" сложилась однозначная репутация: идеальная патриархальная девушка, робкий голосок, очи долу, ее можно хоть заморозить до смерти, а она кланяется и благодарит. Не совсем так. Настенька была советской героиней. А СССР сам по себе - одно сплошное противоречие. Итак, Настенька...

В соседнем селе живет Иван, наглый, самовлюбленный парень. Мать Ивана плачет, умоляя его не обижать слабых, но дубине-сыну на увещевания матери откровенно наплевать. Настенька, о которой принято говорит, как о покорной безропотной жертве, при встрече с Иваном насмехается над его бахвальством, перечит ему. Иван красуется, какой он отменный жених, а Настенька отвечает: "Я-то тебе не пара". - "Чем же?" - "Хвастаться не умею".

Глупый Иван хочет в доказательство своей доблести убить медведицу "одной стрелой". Настенька не позволяет. Иван: "Да подумаешь!" - и натягивает лук. Что же делает Настенька? Кличет на помощь свою дворовую собаку, а сама нахлобучивает Ивану на голову пустое ведро и толкает его на землю. Ниче так, без колебаний подралась с парнем!

Советская женщина - ударница, пулеметчица, трактористка, строительница, учительница, руководительница. Может и целину поднять, и вынести пострадавшего из огня. Но она всегда должна была "оставаться женщиной". В советской культуре это лейтмотив: и драться с врагом она должна как-то по-женски, и поле пахать, и руководить, и пожары тушить - все по-женски, по-особому, не так, как то же самое делают мужчины. Вспомню Юлию Друнину, писавшую о девушках-доброволках на фронт: "как бежали вы в военкоматы, тапочки, чиненные сто раз". Друнина заключает, что за свой подвиг в годы Отечественной эти девушки достойны "в самых лучших туфельках ходить". Типа, для женщины, даже прошедшей войну, красивые туфельки останутся главной радостью. Наверное, выйдет целое исследование, если на примере советской культуры раскрыть: "Как отдать жизнь за родину в бою с врагом, чтобы это было по-женски?", "Как работать в суровых условия - на целине, на севере, в тайге - только чтобы по-женски, не превращаясь в мужика в юбке?"

Однако вернемся к Настеньке. Эта девушка - наша Малефисента. Нам покажут: когда Настеньке нужно, она может устроить фокус не хуже стояния солнца при Гаваоне (чудо Иисуса Навина).

Мачеха велит Насте к утру закончить вязание, но девушка на успевает. Ей достаточно попросить солнце, чтобы оно подождало вставать. И вот, пока Настенька не закончит работу, на земле будет длиться ночь. За такие трюки Настеньку в селе называют ведьмой. (Это могло бы нам помочь по-другому увидеть и сцену с Морозко ("тепло, батюшка"): все эти Солнце Красное, Морозко и пр. - Настенькины покровители, ее божества, она в принципе знает, как с ними себя вести, что отвечать, чего ни в коем случае не показывать).

Но при своем могущественном даре Настенька полностью, абсолютно лишена личных интересов. Ее истязает и унижает мачеха: бьет, заставляет работать всю ночь, приказывает поливать сухой пень, пока он не расцветет. При этом Настенька способна остановить солнце! И ничего... Ей даже в голову не приходит преподать мачехе урок, защититься. Настенька совершает чудо - задерживает рассвет - лишь для того чтобы успеть выполнить заданную мачехой на ночь работу. Точно так же Настенька совершает второе чудо - заставляет зацвести сухой пень, выполняя приказание своей мучительницы. Эх, "здравствуйте, цветочки на сухом пенечке"...

Когда задеты интересы других, Настенька долго не думает: нахлобучивает Ивану на голову ведро, чтобы тот не убил медведицу. Настенька понимает, что добро, а что зло. Но в тех случаях, когда речь идет о ее собственных интересах, Настенька буквально превращается в сомнамбулу.

Тем временем Иван допрыгался: за обиды, которые он чинил слабым и безответным, Старичок-Боровичок наколдовал ему медвежью голову. И конечно, Настеньку это очень волнует, она тут же применяет свои суперспособности: спрашивает цветочки (те самые, что на пне), как там Иван. Хочу подчеркнуть: Настенька отлично знает о своей волшебной связи с природой, она, как видите, регулярно ее использует. Но у нее никогда не возникает желание восстановить справедливость по отношению к себе. Мы можем полюбоваться очередной сценой унижения Настеньки: ее уродуют, мачеха замазывает девушке белилами брови, мажет сажей лицо, а на голову надевает половую тряпку. В таком виде Настеньку гонят на смех показывать жениху. Кажется, что у нее нет воли, нет человеческого достоинства: она не применит не только свои сверхъестественные способности, у нее даже не поднимется рука, чтобы сбросить с себя грязную тряпку.

Безвольна ли Настенька? Нет. Скоро Марфуша упадет в пруд, где плавают гуси. Настя смело бросится в воду, чтобы вытащить сводную сестру. Закономерность стопроцентная: как только страдают чужие интересы, Настенька обретает и мужество, и волю, и силы. Своих интересов у нее нет на корню.

Хочу лишний раз пояснить эту мысль. Настеньку нельзя назвать даже жертвенной альтруисткой. Христос и тот имел личные интересы: в своей последней молитве он все же просил, чтобы, по возможности, его миновала смертная чаша. Если бы Настенька хотя бы раз просто взмолилась за свои интересы, у меня не было бы повода писать эту статью. Но у Настеньки личные интересы не показаны, не отражены, она даже не жертвует ими, а их их просто нет.

Наконец мачеха заставляет старика отвезти Настю зимой в лес и оставить там замерзать. Нас снова ждет прекрасная иллюстрация. Казалось бы, когда тебя без вины ведут на мучительную смерть, самое время если не восстать против палачей (тем более обладая чудотворной силой), то хотя бы заплакать, взмолиться. Однако Настенька сидит на санях с таким видом, что приходят на ум слова из другой сказки: "Что воля, что неволя - все равно..."

Вдруг старик не выдерживает: нет, не бросит он родную дочь, пусть жена его бьет хоть кочергой, хоть ухватом! Старик разворачивает лошадей домой. Настенька словно пробуждается: затронуты интересы отца. Безучастная до сих пор, Настенька сразу оживает: незаметно она спрыгивает с саней и остается в заснеженной чаще.

Наконец, знаменитая сцена с Морозко. Морозко устраивает проверку: напускает стужи, Настенька отвечает, что ей тепло. "Хорошая ты девица, не перечливая", - делает вывод Морозко. Не перечливая? На посох Деда Мороза садится пташка и тут же превращается в лед. Настенька мгновенно перечит Морозко: "Злой ты, безжалостный!" Это уж, так сказать, контрольный выстрел в голову зрителей, чтобы точно запомнили: самой Настеньке всегда "тепло, батюшка", но за чужие интересы она готова на все.

(Собственно, тут можно и закончить. Морозко спасает и награждает Настеньку богатым приданым. Иван избавляется от своей медвежьей головы, делая добрые дела, исправляется и женится на Насте).

Ответ на вопрос, как владеть волшебным даром, не бояться отстаивать свое мнение, даже драться, если нужно, но чтобы это все оставалось "по-женски", мы получили: не иметь личных интересов. Не жертвовать ими, а априори не иметь. Можно сказать, это то главное условие, на котором женщине даже патриархат может благодушно позволить стать "равноправной".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments