huglaro (huglaro) wrote,
huglaro
huglaro

Немного мнения и списочек любимых крипи в конце

Что есть хорошего в крипи? Вообразите, есть! Фактически, это сейчас почти единственный жанр (еще анекдоты), герои которого - простые люди. Классовый состав крипипасты приближен к реальной жизни. Я имею в виду: если посмотреть наши фильмы и почитать массовую лит-ру реалистического направления, можно подумать, что большинство в нашем обществе составляют бандиты, менты, успешные бизнесмены, журналисты и адвокаты. Если почитать крипипасты, увидишь более реальную картину: большинство - обычные небогатые люди, а маргиналы и "элита" - меньшинства. Уже одно это правильное изображение состава общества чего-то стоит. Спектр профессий персонажей крипипасты очень широк: рабочие, некрупные предпририматели, дальнобойщики, офисная сошка, учителя, медперсонал, фрилансеры, фермеры (и дети этих людей). Когда профессия не указывается, по описаниям быта героя можно понять, к какому слою он принадлежит. Персонажи крипи ездят на общественном транспорте или рядовых авто; живут в общаге, снимают квартиру, получают жилье в наследство или покупают, наконец-то накопив денег; у них много вынужденных обстоятельств (вынужден переезжать, соглашаться на условия работодателя). Кстати, среди них довольно много женщин в роли "людей", а не в роли эротической жертвы (хотя этот подлый стереотип наступает на пятки), не в роли награды для героя-спасителя или фигуры, нужной для эмоционального фона (которая будет плакать, визжать и пр.).

В крипи есть еще один выразительный момент. Вся эта масса простых людей не защищена. Кажется, это просто по закону жанра. Как развивать сюжет, если стоит крикнуть: "Ааа, у меня бабай в шкафу!", и тут же с бегутся на помощь все соседи, предварительно вызвав полицию. Но все не совсем так. Классически - не верят ребенку и оставляют без помощи (закрывают в темной комнате и велят спать) родители. Что касается подростков и взрослых, то пятьдесят на пятьдесят. Тут и традиционное: "Мне никто не поверит!", "Всем пофиг", и варианты: рассказал друзьям, подругам, согласились хотя бы проверить, а случается, что и посторнний человек активно вмешивается. То есть между собой простые люди в крипипасте допускают какой-то шанс на солидарность. Добавлю, что нередко в историях изначально действует компания (приятели, общежитие), и тоже пятьдесят на пятьдесят: от "бросил всех и убежал сам" до "в последнюю минуту друзья вырвали меня из лап монстра".

Стабильно оставляет в беде только государство. Убежденность в этом рассказчика доходит иногда до наивности. Мол, стоит мне только сказать, что я видел привидение, - хана, заберут в дурку. Полиция не приедет. "Полиция ничего не нашла", "полиция все списала на самоубийство", а даже если маньяка поймали, то все равно не удержали, и он уже на свободе. Худший вариант - власти еще и скрывают происходящее от граждан, а нередко и заставляют заткнуться свидетелей.

Это уже восприятие реальности. В сети недавно обсуждали законопроект о декриминализации некоторых статей УК, в частности - за нанесение побоев, угрозу убийством и мелкие хищения. Заметьте, какая тенденция. Гуманизм у нас проявляют представители того социального слоя, которым очень вряд ли грозит нанесение побоев, да и в карман за их кошельком никто не полезет, так как они сами всегда на машине, живут в охраняемых респектабельных домах, а на мероприятия, где они будут трепаться о гуманности, еще поди аккредитуйся! Вообще мы живем так, как если бы в каком-то обществе устрицы составляли законы для кошек.

Прогрессивный ли жанр - крипи? Сам - нет. Крипи не подразумевает никакой идеи вообще, обычно хорошая крипи - это образец изобретательности нашей фантазии. Смыслы в отдельной конкретной крипипасте - дело случайное, есть индивидуальные исключения. Но явление в целом отражает жизнь, быт и мнения людей, относящихся к большинству, сообщенные нам как бы под предлогом рассказа о чудовищном.

Я тут не дала ни одной ссылки в подтверждение своих слов. Почему? Именно потому что давать ссылки на отдельные крипи - это мучить читателя. Они однообразны, не всегда логичны, нередко коряво написаны. Но если кому интересно, я могу подтвердить те или иные наблюдения ссылками в комментах. А здесь я хочу привести список моих любимых паст. Причем замечу - любимых, а не нарочно подобранных в доказательство тех или иных тенденций. И все равно картина отчасти сложится.

Итак. "Метро в Снежинске" Александр Кирюнин. Поклонникам СССР и тем, кто хочет убедиться, что creepy story может быть мировоззренческой, рекомендую.
"Любая" - переводная крипи, автор неизвестен. Просто восторг, уникальный пример изобретательности
"Колодец" Гарольд Ролзит, изящный юмор и изобретельность
"Пещера Тэда"  Переводная, неизвестный автор, хороший образец достоверности
NES Godzilla  Переводная игровая история, но все понятно. Поражает знание предмета и огромная работа автора Cosbydaf, проделанная ради достоверности
"Друг по переписке"  Переводная, автор 1000vultures Достоинство - поэтичность, исключительная изобретательность, что искупает уж совершенно выдуманный финал.
"Логично"  Русскоязычная, автор - Панда, удивительный пример изобретательности
"Наблюдатели"  Перевдная, автор Caliban, очередной пример изобретательности

PS: "советским людям" рекомендую заглянть под кат и обратить внимание на первую историю в списке.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments